К вопросу: Кому это нужно?
Есть социальный заказ на всесезонную мотособаку.
Да такую, чтобы не только на рыбалку или за грибами смотаться, но и чтобы в хозяйстве польза была, типа: огород вспахать, дров привезти, снег почистить, за пивом сгонять, наконец, благо прав и регистрацию сие транспортное средство не требует.
При всесезонной эксплуатации возникает сразу несколько проблем:
1. Амфибийные свойства. Весна и осень – это сплошные лужи, ручьи и переправы, которые нужно как-то преодолевать.
2. Повышенная валкость мотособаки, которая почти незаметна зимой, но летом мотособака постоянно норовит завалиться на бок, а то и того хуже в колею и вверх копытами. Каждый переворот вверх копытами для двигателя большая проблема, а иногда даже смертельная. Нужны специальные приспособления, препятствующие опрокидыванию мотособаки.
3. Грязь и снег – две большие разницы. Многие детали просто не рассчитаны на эксплуатацию в грязи. Поэтому обрыв цепи, срезанный вал вариатора, заклиненный подшипник, сломанная ходовая тележка, наглотавшийся грязи двигатель – типичный набор болезней мотособак при летней эксплуатации. Эвакуация сдохшей мотособаки – это сплошная тяжелая атлетика. Кто хоть раз тащил волоком гусеничный агрегат - не даст соврать.
Поэтому процесс эволюции всесезонной мотособаки идет в следующем направлении:
1. Гусеницу как рудимент - долой. Проблем от нее больше, чем пользы.
2. Катков и подшипников – минимальное количество. Все подшипники с надежной грязезащитой.
3. Шины катков легкие, мягкие, широкие и большого диаметра, поскольку они выполняют сразу несколько функций: движителей, поплавков, амортизаторов, адаптеров под различную ширину и глубину колеи.
4. Привод гусениц легко трансформируется в роликовый привод – вместо вала с двумя звездочками такой же вал с шестеренчатым роликом. Проблемы самоочистки ролика, защиты от обледенения, надежности зацепления в грязи – это уже решенные проблемы.
5. Для того, чтобы прицеп обладал теми же необходимыми свойствами, что и сама мотособака, он должен повторять конструкцию мотособаки. При этом возникает некоторая избыточность, которая устраняется установкой второго силового агрегата.
6. Два силовых агрегата и небольшие ограничения по углам поворота сцепки в разных плоскостях придают мотособаке новые свойства. Она становится способной преодолевать глубокие канавы, большие валуны в русле горных рек и т.д. Ну и параллельно решаются вопросы самоэвакуации при повреждениях, разворота в стесненных условиях, резонансной раскачки при преодолении сложных препятствий и т.п.
7. Одноступенчатая коробка реверса от Бурана обеспечивает скорость движения мотособаки до 40 км в час, двухступенчатая – до 60 км в час. Это вполне приличная скорость для выполнения разъездных функций по хорошим дорогам. Торможение обеспечивается штатным тормозом коробки реверса и роликом.
8. Наличие герметичного водоизмещающего корпуса и дополнительных пристежных боковых поплавков решает проблемы преодоления больших водоемов и рек с сильным течением.
9. Коррозионная стойкость конструкции обеспечивается максимальным применением композитных материалов и специальной антикоррозийной зашиты узлов, которые невозможно выполнить из стеклопластика.
10. Максимальная ширина мотособаки ограничена шириной следа снегохода. Иначе при движении за снегоходом придется дополнительно расширять колею с непроизводительными затратами топлива. Кроме того, при ширине 750 мм деформации шин низкого давления позволяет вписаться в практически любую колею частично размытой талыми водами и поврежденной тяжелым транспортом дороги.