Работа с ОЗИ

Наберется, рассортируем.
Ответить
Сообщений: 8 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
19 фев 2009, 16:06
Уже вторая просьба в личке, вот для чайников, по минимуму.

1. Установка.
Качаем отсюда. http://www.oziexplorer3.com/eng/oziexplorer.html
Ставим.
Запускаем C:\OziExplorer\OziExp.exe
Вводим ключ. Или через 95$, или для версии 3.95.4s сюда http://www.geocaching.su/phorum/read.ph ... msg-112923

В дальшейшем, для установки на другой комп достаточно скопировать каталог C:\OziExplorer\ на диск С: другого компа и ввести там ключ.

2. Учебник геодезии.
Буду краток :cool: Геоиды Красновского, проекции Гауса и даже датум - нафиг. Мы выше этого. Может когда потом.
Что нужно знать:
2.1. Весь шарик поделили на квадраты.
2.2. По долготе (слева-направо, с запада на восток) - буквы A,B,C,D..
2.3. По широте (снизу-вверз, с юга на север) - цифры (арабские) 1,2,3....
Воркута лежит в квадрате Q41 (это самое главное!)
Справа от нее (на восток) - Салехард, квадрат уже Q42.
Ханты-Мансийск с окресностями в P42, а Чукотка аж Q59 (ну, про это Слава и так знает).
Карты обзываются примерно так:
100k--q41-007_008. Расшифруем: 100к - масштаб (километровка), q41 - из квадрата Q41, 007_008 - номера карт в квадрате (нумерация рядами, слева направо, ряды сверху вниз).
Название - не догма, но если карта из геншабовских, лучше так.


3. Как вообще эта хрень работает.
(Пункт для продвинутых, лентяям можно и пропустить).
Каждая карта - два файла. В одном картинка, в другом данные для привязки картинки к координатам шарика (земли в смысле).
Файл привязки имеет расширение map (для копирования, обмена картами - нужно копировать оба файла).
Файл - текстовый, можно редактировать ручками, структура понятная, а кому не понятно - нефиг туда лазить.
Отмечу только, что ОЗИ дает 9 точек, но если нужно точнее, в этом файлике пишем ручками до 32-х.

Технология привязки на пальцах:
Фоткаем пачку беломора, тыкаем мышкой в точку фотки, вводим географические координаты для этой точки. Так для нескольких точек.
Программа искажает картинку, так чтоб расстояния между точками были поближе к реальности. Искажения довольно сложные, за них целая наука отвечает, называется афинная геометрия (слово можно сразу забыть, это я так, выделываюсь :) ).
В результате - получим карту Беломор-канала.
Так для любой сфотографированной, или отсканированной картинки карты.

Для привязки - минимум две точки, на практике лучше 9. Углы, центры сторон, центр карты.
Подробно тут. http://www.veslo.ru/2006/snaraga/ozi/ozi.html и еще много где. Искать "Привязка карт в OZI"
Привязывать мы не будем, будем брать готовое.

После того, как карта привязана, тыкнув в любую точку картинки - можно получить координаты этой точки (программа их вычисляет)


4. Термины, объекты:
Путевая точка.
Тыкаем мышкой в карту, обзываем, сохраняем в файлик путевых точек. Получаем таким образом коллеккции точек (базы, стоянки, засады...). Рекомендую по регионам. Завели файлик - "точки ХМАО". Натыкали - сохранили. Открыли - на карте появились натыканные точки с названием, добавили очередное козырное место, опять сохранили и т.д.

Трэк (оно же: путь, дорога, траектория движения...).
Совокупность точек связанных линией. То, по чему едем. Тоже сохраняются в файлик.

Путевые точки и треки - можно выгружать из ОЗИ в навигатор и наоборот из навигатора в ОЗИ.

Другие объекты ОЗИ не рассматриваем, ибо нефиг.


5. Папки программы. Где чего лежит.
Внутри папки C:\OziExplorer\ - дофига разного. Нас интересуют три папки.
5.1. Index Maps
Индексные карты, или бланковки. Скажем, карта России, или ХМАО, или Австралии.
Карта с низким разрешением, скорее схема, на которой красненьким обведены границы имеющихся, более подробных карт. Принцип работы:
Открываем индексную карту, тыкаем на нужное место, получаем список имеющихся карт на это место (если они есть), выбираем карту.
Бланковку на Россию берем отсюда:
http://www.topomaps.eu/russia/blank/
Качаем оба файла:
россия 200k подробная_города_реки_озера.map
россия 200k подробная_города_реки_озера.ozf2
Для скачивания:
- правой кнопкой мышки
- сохранить как
- выбираем папку "C:\OziExplorer\Index Maps\"
- вместо абракадабры в имени файла вводим россия 200k подробная_города_реки_озера. Расширение не меняем.

5.2. C:\OziExplorer\Maps\
Папка для карт. Т.к. карт может быть много, лучше сделать там кучу подкаталогов. У меня так:

Maps
.........Q41
..................500
..................1000
..................2000
..................5000
.........Q42
..................500
..................1000
..................2000
..................5000
...

Т.е. каждая карта в папке своего квадрата и масштаба, у меня карты на десяток квадратов, а файлов уже несколько тысяч. Если свалить в одну кучу - потом не разгрести на предмет, есть у тебя такое или нет.

6. Где взять карты
Осталось чуток. Натырить карт и можно начать работать.
Коллекция ссылок на источники карт тут: http://strannik.flyboard.ru/topic175.html

Основные источники:
6.1. Генштаб.
Наиболее полное, с готовой привязкой ОЗИ (и надо сказать качественной привязкой) http://maps.poehali.org/catalogue
Пример ссылки для квадрата R41: http://maps.poehali.org/catalogue/r41/
Достает, что для скачивания каждого файлика, нужно ждать 20 сек и вводить цифири.
Тут кто-то уже выкачал maps.poehali и выложил http://nav.lom.name/maps_scan/ можно качать сразу (не забываем что для каждой карты - нужно скачать оба файла, картинку и привязку).

6.2. Тайловые источники в инете.
Про тайлы.
Тайл - файл с маленькой картинкой, 256*256 точек. У каждого файла хитрое имя, в котором заложены географические координаты места на картинке. Из тайлов, как из мозаики собираются большие карты.
Так работает Гугль, Yandex-карты и другие. Всего десятка полтора источников, причем Гугль не всегда лучший.

Про уровни (масштабы)
В уровне 1 на всю землю - 4 картинки (тайла). На каждую тайл уровня 1 - в уровне 2 уже четыре картинки и т.д. Примерные масштабы тайлов (картинок):
Уровень 10 - одна точка картинки - 115 метров местности (примерно десятикилометровка)
Уровень 12 - 29 метров на точку, примерно двушка.
13 - 14.5 м/точку, чуть хуже километровки. В этом слое уже видны спутниковые снимки высокого разрешения.
14- 7 метров на точку, близко к пятисотке
Максимальное разрешение космоснимков - до 18 уровня, это 45 см на точку экрана. Масштаб близок к 25-ти метровке.

Про слои тайлов.
Если тайл (маленькую картинку) сделать с прозрачным фоном, то ее можно накладывать на какую-то основу. Например, на космофотку с озером, можно наложить картинку с дорогой к этому озеру, в результате будет видно и озеро и дорогу.
Источников тайлов со слоями - сегодня с десяток. Названия, высоты, водные ресурсы, фотки этого места и т.д.
Видимость слоев можно комбинировать любым образом (хочу дороги но без высот, но с названиями...)

Про содержимое тайлов
Основной источник тайлов - инет. Типы по содержимому.
1. Спутниковые фотки.
2. Топографические карты (есть даже програмки, которые режут обычные картинки генштаба на тайлы).
3. Слои.

Какой толк от этих тайлов в ОЗИ
Наиболее полно с тайловыми источниками работает программа
SAS-Planet http://sasgis.ru/ Программа активно развивается, несколько обновлений в месяц.
SAS-Planet работает с полутора десятком разных источников карт и космоснимков, ну и с десятком разных слоев. Все это выкачивается с Инета и сохраняется на диске в виде набора кучи файлов-картинок (тайлов). Количество файлов со временем становится огромным, сотни тысяч.
Технология для ОЗИ - простая. Скачиваем, что интересует, выделяем нужную площадь, говорим, что хотим склеить в одну картинку и получить файл привязки.
В результате имеем новую карту для ОЗИ, которую помещаем в каталог C:\OziExplorer\Maps\

6.3. Карты из навигатора.
С помощью программы GPS MapEdit, можно вытащить карту из навигатора и сохранить выделенный кусок в пригодном для ОЗИ виде.

6.4. Исходные (необработанные) материалы космосъемки
Оригинальный материал - группа чернобелых фоток одной и той же местности. Фотки делают спектрометром, каждая фотка набора со своей длинной волны (в своем цвете). Потом их совмещают, красят и т.д. Разумеется самых свежих снимков в тайловых источниках нет. Появляются с опозданием в среднем на год-два.
Многие фирмы выкладывают эти материалы в открытый доступ. Есть и бесплатные ресурсы, есть с платных ресурсов, но с битыми сенсорами, которые отдают бесплатно.
С платных, одна фотка размером 30*150 км в среднем стоит до сотни баксов.
Возни с ними довольно много, но можно получить уникальные карты, которые появятся в тайл-сервисах еще не скоро.
Вот тут чуток про работу с этими источниками http://gis-lab.info/qa/terralook.html

7. Работа с программой
Карты есть, пора работать.
Изображение
Смотрим на картинку, изучаем "нужные" кнопки. Остальное - нафиг, перебьемся.
Запускаем, жмем кнопку "Индексная карта". Тыкаем мышкой, выбираем нужную карту.

7.1. Навигация по листам
По карте - таскаем мышкой.
Переход к соседним листам кнопками "карта влево, вправо..." (найти карты к северу...). Круглая кнопочка в середине - список карт на это место.
Правой кнопкой мышки/найти карту под курсором - список карт на указанную точку. В точке ставится маркер. Удобно, когда на краю карты вездеходка кончается, на следущей сразу видно место.

7.2 Путевые точки.
Жмем кнопку "ставим точки", тыкаем мышкой. При желании на появившейся точке жмем правую кнопку мышки/свойства - пишем описание, меняем картинку точки и т.д. Наигрались с точками - отжимаем кнопку "ставим точки".

7.3. Рисуем треки.
Жмем кнопку "Рисуем треки", тыкаем мышкой по вездеходке, получаем типа дорогу. Кнопка "Показывать треки" нажмется автоматом. Если ее отжать - дорога станет невидимой.

7.4. Сохраняем нарисованное.
Жмем кнопку сохранить, выбираем нужное (путевые точки, или треки).

На этом первый цикл работы можно считать законченым (запустили, порисовали, сохранили).

8. Настройка ОЗИ
Меню Файл / Настройки.

8.1. Система
Файл данных сист. координат - WGS 84
Путь к карте c:\oziexplorer\maps
Путь к файлу данных c:\oziexplorer\data

8.2. Карты
Все единицы - в километры, метры.
Страна или область - Северо-Запад
Окно широты, долготы - градусы, минуты
Система пустой катры - WGS 84
Расчет расстояний - элипс
Система координат - UTM

8.3 GPS
Марку и модель - из списка. Если нету - выбираем только NMEA
Системы координат (оба окошка) - WGS 84

8.4. COM
Тут настраивается связь навигатора с компом.
Для последних гарминов сразу ставим галочку USB
В общем случае меняем номер компорта, пока не найдем методом тыка. Полезно заглянуть в диспетчер устройств, поискать там навигатор, посмотреть номер COM-порта.
После каждого изменения пробуем связь с навигатором.
Скажем меню Гармин / получить путевые точки от GPS. Если не вопит, что навигатор не найдет - все нормально.
Остальные настройки не трогаем.

9. Коммуникация с GPS
После настройки в меню появляется пункт навигатора (Гармин, Магелан...). Там есть пункты получить, отправить (путевые точки, треки). Получить - точки, треки навигатора появляются на карте, отправить - то что нарисовано на карте идет в навигатор.

10. Технология работы.
Рисуем трек, точки, редактируем (объединяем с уже нарисованным, удаляем ненужное и т.д.), сохраняем результат в файл, передаем в навигатор.
После поездки, вытаскиваем снятые треки, точки из навигатора, редактируем при необходимости, записываем в файлы.

11. Редактирование

11.1 Треки
Для редактирования нажать "Работа с треками".
Изображение

Практически вся работа с треками - ведется через эту панель.
В списке треков - нужно иметь ввиду, что основные операции проводятся над треком стоящим на первой строчке.
Треки в списке можно сдвигать вверх, вниз кнопками со стрелками на панели треков.

Перемещение, удаление, добавка точек трека - делается с активными точками. Для того, чтоб точки стали активными - пользуемся кнопками активных точек. Для перемещения точек мышкой - нажимаем кнопку с замком.

Если нужно удалить, сохранить часть точек в файл - жмем кнопку "содержимое трека", выделяем нужную группу точек (при перемещении по списку - подсвечивается текущая точка на карте), Del - для удаления выделенного, кнопка с дискеткой для сохранения в файл.

Можно двигать точки, удалять по одной и группами, добавлять, сливать два трека в один, разбивать один на два, сохранять выделенные точки в новый трек.


(потом допишу)

Последний раз редактировалось strannik 24 фев 2009, 15:13, всего редактировалось 16 раз(а).

19 фев 2009, 16:31
Работа с программой
Позже допишу.

это же самое интересное
мне чесно говоря ози не вкатил, потому что карт по камчатке крайне мала, а все что попадались мне под ози максимум километровки
пользуюсь руссой и попутно ози для сверки
19 фев 2009, 23:31
Правильно понимаю, что если по простому, то
афинное преобразование - это сочетание перемещения, поворота, масштабирования?
20 фев 2009, 00:43
а все что попадались мне под ози максимум километровки
Нифига себе люди живут, у нас только недавно все двушками закрыл. А в руссе - все вездеходки, речки, ручьи и названия?

афинное преобразование - это сочетание перемещения, поворота, масштабирования?
Это обязаловка, а еще выпучивание, вдавливание, скручивание, проецирование на различные сложные поверхности, с последующим приведением к плоскости, да еще можно и в не Евклидовом пространстве. Гадость - страшная, начерталка с аналитической геомерией отдыхают.

С уважением, Евгений.
20 фев 2009, 01:33
местный умелец сделал карты юга камчатки под руссу и продает постоянно модернизируя их, масштаб 2км, на них и треки популярных маршрутов дли жиперов и снегоходчиков, бывает не совпадает название реки, но в общем нормально, для ориентирования на местности хватает пока
20 фев 2009, 05:02
Это обязаловка, а еще выпучивание, вдавливание, скручивание, проецирование на различные сложные поверхности, с последующим приведением к плоскости, да еще можно и в не Евклидовом пространстве. Гадость - страшная, начерталка с аналитической геомерией отдыхают.


А по-моему нет, вернее точно нет
и уж ози таких сложных вещей точно не делает.
но и я был не прав, еще некоторые другие преобразования, но главное равномерные.
А эти все выпучивания и прочие рельефы исправляются полиномиальными преобразованиями
хотя мож терминология и изменилась.
20 фев 2009, 11:02
А по-моему нет, вернее точно нет
Вообще говоря, ограничений на сами преобразования в аффиной математике нет, есть обязательное свойство сохранения инвариантности преобразуемого набора. Учитывая, что поля данных могут не являться вещественными числами и мы довольно свободны в выборе набора - можно творить много разного. Очень давно ковырялись с бурением (поисковый регулятор оптимизирующий скорость проходки). Наш математик захреначил афинные дела над тензорами (издевался гад). С тех пор - стойкое отвращение к этим извратам.
В ОЗИ действительно не так все сложно. Кроме поворота, решается задача растяжения на плоскости, с удалением "лишних" точек и синтезом недостающих. Критерий - обычно наименьший квадрат отклонений. Можно считать это масштабированием, правда не всегда линейным. Практически всегда прямоугольник превращается в трапецию с основаниями в виде дуги элипса.
Полиномиальные преобразования первого порядка - всегда являются аффинными. ОЗИ ограничивается ими. Старшими порядками, по слухам преобразуют картинки спектрометров, когда хотят учесть рельеф, живьем правда не видел, обычная картинка - полоска снимка с порезанными (типа расчески) длинными сторонами. Если интересно, вот неплохая статья в гис-лабе http://gis-lab.info/qa/polynom.html

С уважением, Евгений.
20 фев 2009, 14:11
местный умелец сделал карты юга камчатки под руссу и продает постоянно модернизируя их
Ну, у нас тоже, только под гармин. Тяжело ориентироваться в незнакомых местах в целик. Особенно в горах, предгорьях. Как-то полночи ерзали, речку переехать. Куда не сунешься, либо скала, либо обрыв. Гораздо удобнее пробить трек в ози, потом закинуть в навигатор. Ну а ехать по ОЗИ - вообще кайф. Если есть куда комп впихнуть.

С уважением, Евгений.

Сообщений: 8 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron