Посмотрел с удовольствием. "Наездов" - будет дофига, но в целом - очень понравилось. Поздравляю!
Спасибо.
Где ТХ!!!?
Вот расчетные характеристики, в скобках- что получилось.
Технические характеристики:
Колесная формула 4х4
Масса - 1300 кг (возможно, что 1400, взвешивали, но весам веры нет)
Грузоподъемность - 500 кг (сейчас на нем новый владелец возит по тонне, если что)
Длина 4,5 метра
Ширина 2,38 метра
Высота 2,44 метра
Радиус разворота - 6 м
Скорость - мин 1 км/ч, макс 65 км/ч (по факту - 70 км/ч), на воде 2 км/ч (3 км/ч)
Конструкция:
Двигатель- 1,8 литра ВАЗ-2130(ВАЗ 21213 1,7 л) , переднемоторная компоновка
Охлаждение- жидкостное
Система питания- бензин АИ-93, емкость бака 70 литров (на этой версии стоит 30л)
МКПП -5х ступенчатая (Ваз-21213) (на этой машине- 4х ступка)
Сцепление- механическое, сухое, однодисковое с гидроприводом
Трансмиссия- механическая, двухскоростная
Мосты- неразрезные, ступичный привод, с межколесной блокировкой
Колеса - Трэкол 1600*700 мм, безкамерные
Тормоза - барабанные, привод гидравлический
Подвеска - рессорная
Рама- сочлененная, лонжеронного типа
Передний кузов с центральной посадкой водителя, тентованный каркас безопасности, с отопителем
Задний отсек 3 посадочных места, тентованный, с задним бортом и боковыми откидными окнами
Рулевое управление- гидрообъёмное, узел сочленения с одной степенью свободы
Доступность для обслуги, ремонтов - 5 баллов. Причем по всему. От движка, до трансмиссии и электрики.
Евгений, вы первый человек, который это сказал. Остальные морщатся, типа чего у вас все на виду.
Ставьте светодиоды. Однозначно. Встраивайте в капот (заподлицо) и опускайте ниже, до обреза колеса. Высокий свет - зло.
У нас трава очень высокая(иногда выше машины), и чем выше фара, тем виднее. Впрочем, фары на крыше будет срывать ветками. Светодиодный свет очень резкий, получаются контрастные тени и в лесу тяжело ехать. Обычные фары намного приятнее светят, свет мягкий, глаза не устают. Простая оптика стоит 200р, светодиоды на порядок дороже.
Первое, что мужики в гараже будут переделывать (доделывать) - крылья на колеса. Ездить в режиме 3 см - не грязь, а больше само отваливается - мне хватило на год. Потом сделал нормальные закрылки и забыл, что такое "за машину не взяться" (все в грязи).
Это если ездить не по лесу. Мы крылья всегда в кузове привозили после леса. А так да, можно пристроить любые крылья и подкрылки.
И еще, в нашей полосе много заиленных почв, всякие солончаки и суглинки. Они наматываются на колеса и встречаются с крыльями и крыльевыми арками. Машина останавливается. Причем те, кто сам не встревал в такое, не верят на слово. А так картина маслом- везет трактор легковушку, а колеса у неё юзом, не крутятся. И грязь эту, если вовремя не смыть, стамеской с кузова потом отскрябываешь. В машине получается хороший глинобитный пол, если сапогами грязи наносить.
Каждый литр "под крышей" в условиях автономки - на вес золота. Габарит (ширина) машины - использован на 2/3.
Согласен, но в лесу машина чувствует как рыба в воде. Лезет в любую щель. Именно этот вариант не планировался как экспедиционник.
Сразу подумайте про место под ЗИП, шанцевый, веревку, мертвяки, инструмент, горелку...
В идеале - доступ снаружи. Простейшие, легкие ящики, куда гарантировано не попадает грязь.
Снаружи можно, но в лесу это будет отваливаться. Внутри мы обычно второе дно(пол поднимаем) делаем, и все тяжелое и грязное складываем. Мелкие ключики - в тряпочный чехол и под руку пристраиваем.
Боковые "балконы" кунга - просятся к открытию стационарно. При этом одновременно решается:
- крыло
- обитаемый объем (под крышей).
- классическая (она же лучшая) компоновка "купе". Это когда постоянно есть два спальных места. Я у себя обнаглел настолько, что спальники даже не складываю. Груз между лавками, на лавки в любой момент можно плюхнуться. Посмотрите на контур кунга у Алексея (Тром). Там - очень хорошее решение. Идеал компоновки формулируется очень просто:
БЕЗ РАЗГРУЗКИ НА СТОЯНКАХ. Из кабины вылез - плюхнулся на (уже застеленную) койку. Утром проснулся, сварганил пожрать (под крышей), поел - поехал.
Это нам все говорят. Заказчик вездехода просил и крылья и кунг. Сейчас ездит по заболоченному лесу и каждый раз говорит, хорошо что нас послушал и не стали делать ни того, ни другого. Крылья бы отрывались, а кунг просто не пускал ездить.
Это.. ну как если представить форточницу весом 130 кг.
А так да, для тундры и чистого болота можно сделать любой кунг. Только что в топком болоте он будет валиться набок из-за ухудшения развесовки.
Две двери в такой кабине - зло и буржуазное разложение!
Одна дверь + расширение кабины до габарита = место для шмоток. Там же решается спальник поперек. В идеале - водила сдвигается влево, пустое место справа - идет под ящик с доступом снаружи и изнутри. На крышке ящика - коробка с перегородками, куда валится всякая нужная под руками мелочь. Которую можно взять как изнутри, так и снаружи.
Спать в кабине поперек можно, П-образные двери можно крепить горизонтально на каркас и спать. Именно на этом варианте мы не стали это реализовывать, а так делается квадратный проем и дверь хоть так, хоть так ставится на пару болтов. Шарниров в машине дверных нет. Трубка,трубка, дырка, дырка и сквозной болт на 8 в качестве оси. Гайка самоконтрик и шайбы для плавности открывания. Быстро снимается, легко ремонтировать и возможность трансформации.
Почему две двери. У нас очень топкое болото, и когда машина одной стороной уходит, особенно при маневрировании, езда галсами как на яхте, и то, если подзастрянешь, то можно и не вылезти из двери, хотя на этот случай есть люк сверху.
Вот на этом видео видно хорошо
Но на видео я еще стоял на твердом, а на самом болоте негде вылезти это поснимать, но колеса диаметром в 1600 уходят в няшу полностью. Едешь, а за окном сразу болото ползет. Жутковато.
- просится дверь сзади, в кунг. Такая же простая, как в кабину.
Это можно сделать, просто на откидном столике удобно завтракать.
- дверь "буквой Г" (как у Странника-8) - оказалась очень удобной. Пришел к тому, что все лето - езжу с открытой дверкой. Да и зимой, если не сильный дубарь - тоже. Пассажир, тоже норовит открыть. Открывается/закрывается - на ходу, не вставая, не перемещая задницу. Толкнул - открыта, дернул за веревку - закрыта. Подумайте.
У нас была кабина с дверями вверх. В первую поездку в лес оторвали обе.
В остальном, простота, доступ, тенты - все правильно.
На самом деле тент делать намного сложнее,чем, скажем, обшить дюралем каркас. Всем эти тряпки не нравятся, но когда выезжаешь на ровное болото, растентовался и едешь, воздухом дышишь.
Утверждение (в каком-то ролике) - что в два раза быстрее лучшего вездехода... - смело. Мужики, с совр. гуской, типа ТМ-ок, ТТМ-ок - соревноваться не реально, прет, сволочь, под 30 км по заболоченному кочкарнику и хрен догонишь. А мотолиба - вообще летит до 60 км, проходя болотца методом их осушения (разбрызгивает). Когда грунт совсем никакой - там да, можно подергиваться, но на большей части маршрута - хрен.
Это он шутил. Набила оскомину эта фразу уже, про "самый лучший вездеход в мире".
Мы считаем среднюю скорость. У нас до болота по грунтовкам и прочим дорожкам ехать 200 км. Время всегда ограничено- 2-3 дня на все. Поэтому машина должна по твердому очень быстро ехать. Ну, дороги- это условно, плывем мы значит по улице, а сильное течение и встречный ветер нас к забору прибивает.
Или встречается по пути речушка, великая сибирская, которой на карте даже нет, а от течения голова кружится.
Или ручей дорогу пересекает, а берега у него отвесные, по три метра.
И ехать нужно, чтобы к утру успеть на болото выскочить. Перед болотом - лес, двадцать км. Некоторые газушки его по трое суток идут, с поломками и бревнами. А его нужно пройти за несколько часов, чтобы успеть в понедельник на работу.
Прошли- болото начинается, на карте обозначено как Большое Васюганское болото, еще немного осталось, каких-то 50-60 км.
Едем со средней скоростью 5 км/ч. Вот так и считаем усредненную скорость.
Но в целом, утверждение на мой взгляд основу имеет. Думаю пойдет побыстрее трэкола. Соотв. хорошо бы снять ролик. Соревнование с каким-нить известным вседорожником (нива, уазик...) по твердой дороге с ямками. Найти ухабистый кусок твердой, сухой грунтовки с километр, снять заезд с обоих машин, нарезать.
Трэколы у нас не идут. А по разбитой дороге джипы не пойдут, только что твердую дорогу снять.
Кабину, не думали развернуть? У шерпа - ноль мертвого пространства. Это тоже проходимость... хотя гемора с охлаждением и с доступом к движку - будет немеряно.
Про мертвое пространство. Я ездил в Шерпе, там едешь мордой ко всем веткам и тычкам, очень опасно. У нас впереди капот, как минимум, метр жизни.
И в Шерпе сидеть очень низко, в траве ничего не видно, мы в траве стоя ездим, и то не всегда обзора хватает. Шерп на мягком морду задирает, и водитель видит больше небо, чем сушу, тоже нехорошо. Так что обзор у нас хороший.
А про охлаждение на Шерпе вообще промолчу, это отдельная больная тема.